В целях защиты прав и интересов компаний и предпринимателей, продолжаем разбираться с ситуациями непринятия налоговых деклараций налоговыми органами.

Напомню, что в прошлой статье http://advokat-gordon.ru/11-08-2018/ были рассмотрены общие причины для непринятия налоговых деклараций (ндс, налог  на прибыль и др.), приведены аргументы в пользу защиты налогоплательщиков, дана ссылка на номера судебных дел, положительно рассмотренных по данной категории дел по России за период с апреля по август 2018 года.

Поскольку споры по непринятию налоговых деклараций не утихают, вопрос остается крайне актуальным для налогоплательщиков и требует внимания.

Продолжающаяся чистка реестра юридических лиц от «формальных» компаний напрямую вносит свой отпечаток.

Налоговые органы проводят мероприятия по установлению реальности исполнения обязанностей руководителей юридического лица (вызывают на допрос, составляют протоколы допроса директоров и учредителей), проверяют соответствие адреса места нахождения компаний (выезжают по адресам, составляют протоколы обследования), вносят записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице.

Результаты проведенных мероприятий служат причиной для отказа в приеме налоговых деклараций.

По мнению налоговых органов, исходя из положений статьи 80 НК РФ, достоверность сведений, отраженных в декларации, должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации, а выводы налогового органа о недостоверности сведений могут служить основанием для отказа в приеме налоговой декларации.

Такая позиция налоговых инспекторов противоречит пункту 4 статьи 80 НК РФ, основана на расширительном толковании норм НК РФ, что недопустимо в сфере публичных правоотношений.

Сначала принять декларацию, потом проверять достоверность сведений

Налоговая декларация, в силу статьи 80 НК РФ, является заявлением налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, строго регламентирована нормами НК РФ (статьи 88, 89, 101 НК РФ) и может проводиться только после принятия соответствующей декларации.

До принятия налоговой декларации фактически отсутствует само заявление налогоплательщика, содержащее сведения, подлежащие проверке налоговым органом.

Проведение мероприятий налогового контроля по проверке достоверности сведений, содержащихся в непринятой налоговой декларации, в том числе в целях пресечения злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, не является обоснованным.

Налоговому органу не предоставлено полномочий по проверке достоверности сведений в декларациях до момента их фактического принятия. Именно прием декларации становится отправной точкой для проведения соответствующих контрольных мероприятий.

Направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, установленная налоговым органом, должна быть отражена в акте проверки, на основании которого принимается соответствующее решение, а налогоплательщик должен иметь возможность реализовать предоставленные ему НК РФ возможности для представления возражений, участия в рассмотрении материалов проверки, обжалования решения налогового органа, чего он фактически лишается в случае отказа в принятии налоговой декларации по обстоятельствам, характеризующим его как «транзитную» организацию, не осуществляющую реальную хозяйственную деятельность.

Внесение записей в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице – не основание для непринятия налоговых деклараций

Ни налоговым законодательством, ни Административным регламентом ФНС России, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, для целей принятия налоговым органом налоговой отчетности не установлены такие полномочия как оценка достоверности подписи лица на налоговой декларации, установление реальности исполнения обязанностей руководителем юридического лица, иного лица, подписавшего декларацию.

Налоговым органам предоставлен широкий спектр полномочий, которые позволяют им выявлять и пресекать налоговые нарушения, но в строго определенных и детально урегулированных Кодексом налоговых процедурах (камеральные и выездные проверки и другие мероприятия).

Как указал Конституционный суд РФ в своем определении от 23.04.2015 № 736-О камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.

Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определенных Административным регламентом. Перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Отказ по основанию внесения записи в ЕГРЮЛ препятствует реализации налогоплательщику возложенной на него обязанности по представлению налоговой декларации.

Признаки «неблагонадежности» компании – не основания для отказа в принятии налоговой декларации

Приводимые налоговым органом обстоятельства (отсутствие движимого и недвижимого имущества, численности работников, отсутствие по юридическому адресу, деятельность налогоплательщика характеризуется признаками создания формального документооборота для формирования недостоверной отчетности и т.д.) могут быть учтены при проведении в установленном порядке проверки достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации, но не могут служить основанием для отказа в принятии декларации.

Факт неосуществления компанией хозяйственной деятельности, недостоверность и неполнота сведений, содержащихся в налоговой декларации, подлежит установлению в рамках проведения надлежащих мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений, либо с применением уголовно процессуальных действий правоохранительными органами.

Законодательство о налогах и сборах не содержит положений, которые позволяли бы налоговым органам в таких ситуациях отказывать налогоплательщикам (налоговым агентам) в принятии налоговой отчетности.

Кроме того, протоколы допроса свидетелей не могут быть признаны достаточными доказательствами подписания заявления неуполномоченным лицом.

Деятельность налогового органа по реализации функции по принятию налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является государственной услугой, на которую распространяются требования вышеуказанного Федерального закона.

Судебная практика по непринятию налоговых деклараций за сентябрь-октябрь 2018

Вышеуказанные аргументы учитываются судами, поэтому налогоплательщикам целесообразно ссылаться на формируемую ими положительную судебную практику по вопросу непринятия налоговых деклараций:

— Постановления Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 по делу № А76-10603/2018; от 01.10.2018 по делу № А76-5466/2018; от 01.10.2018 по делу №  А76-5771/2018; от 02.10.2018 по делу №  А76-5766/2018;

— Решение Арбитражного суда Томской области от 27.09.2018 по делу № А67-7867/2018;

— Решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.09.2018 по делу № А54-1316/2018.

 

Налоговый Адвокат
Гордон Максим Владимирович

Comments are closed.