Довольно часто на протяжении 2017-2018 приходится сталкиваться с ситуациями непринятия налоговыми органами налоговых деклараций, преимущественно у компаний-плательщиков налога на добавленную стоимость. Далее в течение 10 рабочих дней после установленного срока ИФНС блокирует расчетный счет, приостанавливает операции по счетам компании в банке (п. 3 ст. 76 РФ).

Разрывы и признаки недобросовестности

Причинами для непринятия налоговых деклараций, как правило, выступают:

— наличие у организации-налогоплательщика признаков «транзитной» структуры;

— значительные суммы оборотов и минимальные суммами налога к уплате в бюджет;

— высокая доля вычетов по НДС;

— наличие признаков «номинального» руководителя;

— не нахождение по юридическому адресу;

— другие.

Не менее популярной причиной для непринятия отчетности являются расхождения (так называемые «разрывы»), то есть выявленные программой АСК НДС-2 несоответствия и противоречия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации налогоплательщика и сведениями в декларации его контрагента.

Дистанционно разрешить такую ситуацию довольно сложно (либо не дозвониться, либо телефону не объяснят). Поэтому в целях выяснения причин и урегулирования ситуации, потребуется обсуждение непосредственно с налоговыми инспекторами в ходе личной встречи всех возникших вопросов.

Если это не помогло, придется искать защиты в суде. Несмотря на длительность по времени, такой способ защиты прав и интересов налогоплательщика, является наиболее эффективным.

Аргументы в защиту при непринятии декларации в 2018

При подготовке заявления в суд по рассматриваемой категории споров будут полезны следующие аргументы.

Налоговые органы обычно ссылаются на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, указывая что «декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке», код ошибки может различаться в каждом случае.

Однако пункт 28 Административного регламента содержит лишь 6 оснований для отказа в приёме декларации (например, неправильная форма, отсутствие необходимых документов у подписанта, отсутствие подписи руководителя, отсутствие ЭЦП, представление в иной налоговый орган).

Перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений пункта 28 Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Кроме того, в силу пункта 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) необходимых реквизитов.

Таким образом, из анализа указанных выше положений следует, что при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в п. 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

Налоговым органам предоставлен широкий спектр полномочий, которые позволяют им выявлять и пресекать налоговые нарушения, но в строго определённых и детально урегулированных Налоговым кодексом РФ процедурах (камеральные и выездные проверки и другие мероприятия).

При этом факт не осуществления финансово-хозяйственной деятельности, не нахождение по юридическому адресу, недостоверность и неполнота сведений, содержащихся в налоговой декларации, «номинальность» руководителя, подлежит установлению в рамках проведения надлежащих мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений, либо с применением уголовно процессуальных действий правоохранительными органами; вместе с тем законодательство о налогах и сборах не содержит положений, которые позволяли бы налоговым органам в такой ситуации отказывать в принятии налогоплательщикам (налоговым агентам) налоговой отчётности.

Исходя из положений статьи 23 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять  в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. При этом в  силу норм статьи 80 НК РФ, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Таким образом, на налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определённых Административным регламентом.

Деятельность налогового органа по реализации функции по принятию налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является государственной услугой, на которую распространяются требования вышеуказанного Федерального закона.

То, что функции по приему налоговой декларации являются государственной услугой, свидетельствует, в частности, наличие Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

Соответственно, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право налогоплательщика, так как прием деклараций является государственной услугой, в соответствии с регламентирующими ее стандартами, при отсутствии оснований, установленных пунктом 28 Административного регламента, соответствующим и своевременным ее оказанием будет являться только и исключительно выполнение действий, предусмотренных пунктом 215 Административного регламента, а именно в течение одного рабочего дня с момента  получения налоговой декларации (расчета) осуществляется регистрация налоговой декларации; формируется квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата); отправляется квитанция о приеме заявителю.

Судебная практика 2018 по непринятию налоговых деклараций

 В заявлении в суд также имеет смысл сослаться на положительную для налогоплательщиков судебную практику по вопросу непринятия налоговых деклараций:

  • Решение Арбитражного суда Томской области от 13.08.2018 по делу № А67- 3174/2018;
  • Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу № А67-2598/2018;
  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № Ф04-2962/2018 по делу № А67-9224/2017;
  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.07.2018 № Ф04-2704/2018 по делу № А67-8050/2017;
  • Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2018 № Ф09-2800/18 по делу № А60-46912/2017;
  • Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 № 17АП-5164/2018-АК по делу № А60-60863/2017
  • Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 № 07АП-1888/2018 по делу № А67-8529/2017

Налоговый адвокат

Гордон Максим Владимирович

Comments are closed.